Правильные шрифты

graphic design lettering spelling the word font underlined in redНедавно на моем e-book’e  слетели шрифты. Начал пытаться все восстановить и уперся в целую проблему. Вроде перебрал все, а шрифт не тот хоть разорвись. Ладно, поставил вопрос по-другому «А какой шрифт наилучший?». Когда  я проходил курс по веб-дизайну, шрифтам отдавалась отдельное внимание. Помню, что есть отдельные типы шрифтов. Каждый тип по-своему влияет на читабельность, что способно как отталкивать, так и завлекать посетителей сайта. На тот момент мне это было до фени, меня интересовали больше технические моменты, а не психологические. Может из-за моей тогдашней невнимательности, я вынужден снова к этому возвращаться ? :D

Наверно большинству где то встречались эти слова: serif, sans-serif, monospace. Так вот, это типы шрифтов. Serif — это шрифт с засечками, sans- serif — без засечек, Monospace — шрифт где все символы одинаковой ширины. Ниже несколько примеров:

serif_sansserifЗеленым выделены засечки, которые в шерифе есть, а в сансе — нет. Дальше моноспэйс.

Mono_MonospacesКак я и обещал, символы одинаковой ширины. Наш убунтовский моноспэйс и Courier New немного отличаются, но смысл один и тот-же.

Главный вопрос, зачем такое изобилие? Уж точно не для понтов.  Шрифт типа санс-шериф более легко воспринимается за счет того, что глаза не утруждают себя засечками. Это идеальный ход для заголовка текста , рекламы, предупреждающего знака и пр. Шериф знаменит своими засечками. При чтении крупного массива текста, засечки помогают направлять движение глаз вдоль строки. Якобы такой эффект связывает буквы в единую линию и существенно повышает удобочитаемость и восприятие текста. Отсюда очевидно, почему все уважающие себя печатные издания используют serif’ы.

В дополнение ко всему сказанному, есть обратный момент. Бывалые студенты помнят, шрифт должен быть только Times New Roman. Вроде все логично, тип шрифта serif, а следовательно засечки, хорошая читаемость  и бла-бла-бла. Так то так, но ведь рассчитано, что читать это будут в печатном варианте! Есть существенная тонкость на этот счет. Шрифты типа serif хороши в печатном виде, но совсем непригодны для чтения с монитора. ЖК-экран не в состоянии передавать засечки, как это получается на бумаге, а соответственно избыток закарлючек  и вся эта картина с идеальностью serif’a рушиться на глазах. Поэтому, если приходиться долго что-то прорабатывать электронно, а печатается это что-то редко, то пожалуй лучше использовать sans-serif, а к моменту печати форматнуть в serif.

С основным думаю разобрались. Monospace остался не тронут. На самом деле, все что нужно знать, это то что он используется в редакторах кода. Например в том же Блокноте, Gedit и любом другом прогаммерском редакторе.  Код можно читать только когда в нем символы одинаковой ширины, иначе творился бы хаос. :) Еще есть fantasy и cursive. Fantasy иногда можно использовать для заголовков, но это иногда может повлечь за собой ряд сложностей отображения на других компах. Cursive имитирует письманный вариант исполнения текста, ИМХО смотриться убого, опять же, дело вкуса. В любом случае как фэнтези так и курсив,  наврядли будут, использоваться в качестве основного текста…

Если кто еще не знает, Verdana разрабатывалась именно для интернет-страниц. Шрифт считается очень удачным с точки зрения читабельности, так что рекомендую принять к сведению. Под конец, вернусь к тому вопросу с которого все начиналось. Я не ограничился поиском информации и написал разработчикам e-book’a. Расскажу обобщенно выводы. Технология e-ink (которая используется в большинстве электронных книг) вполне корректно работает со шрифтами имеющими засечки, а следовательно и смысл засечек актуален. Если кто любит читать книги с телефона или планшета, которые тоже попадают под категорию ЖК, то надо смотреть в сторону шрифтов группы sans-serif. Кстати, вот список шрифтов по группам. А я тем временем выставил себе DejaVu Serif и вполне доволен. :)