Осиная фабрика

wasp_factory

Традиционно начну рассказ с того, откуда я узнал об этой книге. В далекой пятничной рон-н-рольной вечеринки мне довелось общение с привлекательной девушкой. Разговор весьма не клеился… Кое как сошлись на литературных интересах. На тот момент я был под впечатлением от «Повелителя мух» и разумеется не стал умалчивать. Тут же моя собеседница посоветовала почитать «Осиную фабрику». Мол если мне понравился «повелитель мух», то понравиться и «осиная фабрика». Как позже выяснилось, девочка не читала «повелителя мух» и о сходстве могла рассуждать лишь опираясь на чужое мнение. Более того, «осиную фабрику» она тоже не дочитала из-за «ужасного содержания». Но я знал, что когда-то должен ее прочитать…

Прежде чем начать, приведу ряд общих отметок:

Ну во-первых, описание к книге паршивое. «Это Фрэнк, он убил троих и не тот за кого себя выдает…». Выгладит так же дешево как и описание к шир-потребному романчику лежащих на полках «Ашана».

Во-вторых, перевод хороший. Раньше как то и не задумывался на этот счет. Например классические книги могут быть устойчиво зарекомендованы в лицах какого то определенного автора. А здесь берешь книгу и как-хочешь, так и думай. Толи там и вправду нецензурная лексика задумана, толи автор ее от себя добавил?

В третьих, абсолютно никакого сходства с «повелитетем мух». Наибольшее сходство которое можно найти — оба атвора с одного острова. Да и то, Голдинг — британец, а Бэнкс — шотландец. Обе книги являются дебютными романами. Запросто отмечу, что «повелитель мух» есть книга пригодная для всех людей и возрастов, тогда как на «осиную фабрику» стоит повесить ярлык «18+» и не только из-за наличия ненормативной лексики, а еще и из-за злых подробностей, не для людей со слабым сердцем.

Погружаюсь в глубину основного сабжа. Книга написана не без писательского таланта. Донести такую инфу, перемешав с черным юмором — под силу не каждому писателю. А если учесть что «Осиная фабрика» есть дебютный роман, то все сходиться к еще большему резонансу. Иначе кто бы вообще обратил внимание на эту книгу?

В «Осиной фабрике» нет явной ссылки на время когда происходят события. При внимательном подходе можно подсчитать, что это 80-ый год. В барах играют панки, а видеомагнитофоны редкость (да еще и пара косвенных дат). Главный герой — Фрэнк, сначала он убил своего кузена в возрасте 5 лет, потом младшего брата, а потом «для равновесия» кузину. У старшего брата поехала крыша на фоне иных событий и он сбежал из псих больницы. Отец Фрэнка — мутноватый тип, с не меньшими тараканами. Вот и получается какая то не совсем нормальная семья.

В некоторых местах сюжета запросто могло стошнить. То смешно, то мерзко, то снова смешно, а потом снова мерзко, но если дочитаешь до конца все вроде и не так мерзко как казалось. Схожее можно наблюдать во многих (психо-триллерах?) альтернативных книгах. Главное только до конца выдеражать…

В книге почти все персонажи высветлены. Нет каких-то там загадочных персонажей с описанием недостаточныио для общей катины. А роль «Осинной фабрики» даже отчасти преувеличена. А вот почему Фрэнк вырос тем кем он стал, вопрос более глубокий. Переводчик молодец и дал ссылку на «Жестяной барабан». Эта одна из двух ключевых книг которые подарил ему отец. Сгорая от любопытства я посмотрел сюжет «Жестяного барабана» и что я вижу? Мать мальчика не хотевшего взрослеть тоже звали Агнес! Просто сходство или очередной заскок отца Френка? Нет, ну то что у бати не все дома стало понятно ближе к концу. Наверно поэтому он и избегал официальной регистрации Френка, ибо вдруг Френк узнает, что он немного не Френк…

Конклюжн. Книга наполовину философская, даже со своим тяжелым содержанием. Многое осветлено, персонажи, события, мысли, а я это люблю. Но в тоже время язык не поворачиваеться всем ее советовать. В ней детально расписаны схемы убийства детей. В ней расписаны события способные вызвать помешательство. В ней ненормальных героев больше чем нормальных. Ах да, в ней еще есть маты. Если ты видишь что хватит сил с этим смириться, тогда обязательно читай!